Закон Российской Федерации о частной и охранной деятельности

(в редакции Федеральных законов от 2002-2005 г.г.)

Первый раздел. Общие положения.

Статья №1. О частной охранной и детективной деятельности.

Согласно данному Закону частная и охранная деятельность понимается как оказание услуг предприятием лицам физического и юридического типа за определенную плату. Для оказания услуг должны быть выданы специальные документы (лицензия) от государственных органов, которые позволят защитить права будущих клиентов – покупателей услуг.

Действие закона не распространяется на тех граждан, которые осуществляют охранную и частную детективную деятельность. Законы лишь закрепляют за работниками статус правоохранителя.

Лица, которые ведут частную охранную или детективную деятельность, не имеют права выполнять оперативно-розыскные работы, которые закреплены за правоохранительными органами дознания – как главная компетенция.

Статья №2. Частная детективная и охранная деятельность. Правовые документы.

12 декабря 1993 года в Российской Федерации была принята государственная Конституция, которая начала вступила в силу спустя две недели после принятия. Та Конституция, которая была принята в 1978 году, была отменена.

Конституция РСФСР составляет основу для нынешней правовой, частной детективной и охранной деятельности. Кроме того работают другие акты и законы Российской Федерации, которыми руководствуются охранные органы.

Статья №3. О видах частной детективной и охранной деятельности.

Для охраны и сыска применяется частная и охранная деятельность. Для сыска специалистам разрешено применение следующих услуг:

- с участниками процесса договариваться о сборе с граждан необходимых сведений, которые помогут делу;

- проведение изучения рынка, а также сбор информации для деловых переговоров, определение партнеров, которые являются недобросовестными или неплатежеспособными;

- выявление нарушений, при которых в предпринимательской деятельности используются незаконно торговые знаки и наименования. Определение нечестной конкуренции, нахождение лиц, которые разглашают коммерческую тайну;

- определение данных о конкретном лице, в том числе и биографических (при согласии гражданина) при составлении трудовых и других документов, контрактов;

- нахождение людей, пропавших без вести;

- нахождение имущества, которое было утрачено предприятием, человеком, учреждением;

- на договорной основе сбор информации, которая касается лиц, против которых возбуждено уголовное дело. После того, как частный детектив и заказчик заключают договор, лицо, к которому будет применяться дознание, должно быть уведомлено в письменном виде в течение суток. Уведомление создает суд, прокурор или другая инстанция, в которой находится уголовное дело.

Для охраны разрешено оказывать такие услуги:

- защищать здоровье и жизнь третьих лиц;

- охранять имущество владельца, в том числе и при его перевозке;

- создание, монтаж и обслуживание систем охранной сигнализации;

- проведение консультационных работ для граждан, которые не хотят попасть под действие противоправных посягательств;

- охрана порядка в местах массового скопления людей.

Частные детективные и охранные компании имеют право помощи органам правопорядка выполнять охрану общественного порядка в местах проведения мероприятий, в том числе и на основе договора сторон. Охранные организации могут привлекаться к охране порядка во время проведения концертов, спортивных мероприятий, при прибытии важных персон. Работа ведомства строится в соответствии с согласованием между компанией и внутренними органами Российской Федерации.

Все услуги, которые перечислены в данной статье, запрещается проводить лицам, которые не имеют правового статуса частного детектива, статуса индивидуального детективного предприятия, а также частного охранного объединения.

Второй раздел. О частной детективной деятельности (сыскной деятельности).

Статья №4. Частный детектив.

Исключительно человек, который проживает в Российской Федерации и является ее уроженцем, может быть признан частным детективом, который получил на законных основаниях лицензию на приватную сыскную деятельность, а также оказание соответствующих услуг, которые перечислены в третьей статье (второй части).

Частный детектив имеет один вид деятельности – сыскную. Запрещается совмещать частную детективную деятельность со службой в государственных органах, а также с должностями, которые оплачиваются дополнительно в общественных организациях.

Статья №5. О действиях частных детективов.

Граждане и должностные лица могут быть опрошены в устной форме при ведении частной сыскной деятельности. Обязательно должно быть согласие граждан на опрос. Можно также наводить справки, изучать некоторые документы, которые проходят по делу. В таком случае владелец документов должен предоставить письменное согласие. Проводится осмотр объектов, территории, проводятся наблюдения для выполнения задания согласно оказываемым услугам, которые перечислены в первой части третьей статьи этого Закона.

Фотосъемка, видеосъемка, аудиозапись разрешены при проведении сыскной частной деятельности. Кроме того предусмотрено использование других технических средств, которые не навредят состоянию здоровья человека, а также окружающей его природе. Разрешается использовать средства коммуникации.

При ведении приватной детективной деятельности сотрудники могут подвергаться опасности. Для личной защиты им разрешается использовать некоторые средства, принятые руководством Российской Федерации. Правительство устанавливает правила покупки, хранения и ношения средств индивидуальной защиты детективов.

Статья №6. Получение лицензии частным детективом.

Соответствующие органы внутренних дел Российской Федерации на основе существующей компетенции выдают лицензии на ведение частной детективной деятельности на установленной территории страны.

Для получения лицензии во Внутренних органах, претендент (будущий детектив) должен предоставить лично пакет документов, в который входят:

- заполненная анкета;
- фотографии;

- справка из медицинского учреждения о состоянии здоровья;

- набор документов, которые показывают: гражданство, квалификацию (степень), и кроме того - стаж работы в соответствующих органах – как минимум три года;

- данные, которые подтверждают наличие и использование дополнительных средств, которые призваны помогать в работе детективу.

Во внутренних органах имеют право устанавливать подлинность документов, которые предоставлены в пакете. Это позволит принять решение о выдаче лицензии претенденту. Кроме того проводится собеседование лично с будущим детективом.

Запрещается выдавать лицензии лицам:

- которые не достигли возраста двадцати одного года;
- лицам, которые числятся на учете по алкоголизму, наркомании или в психиатрических клиниках;

- гражданам, которые ранее имели судимость за умышленное преступление или убийство;

- лицам, которые получили обвинение от прокурора.

Пятый пункт четвертой статьи применяется в соответствии с конституционно-правовым содержанием, который выявляется Конституционным Судом Российской Федерации;

- сотрудникам (бывшим), которые были уволены с государственных мест по причине злоупотребления служебным положением;

- бывшим сотрудникам правоохранительных органов, которые раньше вели наблюдение за работой приватных детективов. Однако после истечения одного года с момента увольнения данная мера отменяется;

- лицам, которые предоставили не полный пакет документов, который перечислен во второй части настоящей статьи.

(Пятая часть закона исключена согласно решению №15 ФЗ Российской Федерации)

Если внутренние органы принимают решение не выдавать лицензию, то они обязаны в письменном виде уведомить об этом человека, который подает прошение. В документе должно присутствовать обоснование отказу. При необходимости кандидат на должность частного детектива имеет право обжаловать решение в вышестоящих органах внутренних дел в установленные сроки.

При выдаче лицензии частному детективу, параллельно с лицензией выдается документ, который подтверждает личность – в установленном порядке.

Статья №7. Ограничения в деятельности, которую ведет приватный детектив.

Запрещается частному детективу:

- скрывать от правоохранителей полученную в ходе следствия информацию о готовящихся преступлениях;

- представляться как сотрудник правоохранительных органов;

- собирать информацию лиц, которая связана с личной жизнью, религиозными убеждениями и политическими взглядами;

- проводить аудиозапись, видеозапись, а также использовать прочие технические средства в служебных помещениях без письменного согласия на то частного или должностного лица;

- прибегать к действиям, которые нарушают права и свободы гражданина;

- совершать действия, которые угрожают жизни или здоровью граждан, а также ущемлять права и достоинства человека;

- искажать документы и вводить в заблуждение заказчика (то есть клиента);

- использовать или разглашать полученную информацию вопреки желанию клиента в пользу третьих лиц или в личных нуждах;

- передавать свою действующую лицензию для использования другим лицам.

Согласно закону, частный детектив имеет ответственность за:

- нарушение тайны переписки в ходе расследования;
- нарушение гарантий неприкосновенности личности и недвижимости;

- нарушение телефонных переговоров.

Статья №8. Создание частного детективного предприятия.

Предоставляется возможность организации приватных детективных предприятий, которые в последствие будут нести статус юридического представителя. Лицензия на частную сыскную работу и высшее образование в юридическом университете – это обязательные условия для организатора и управляющего частным детективным агентством.

Частные объединения детективов имеют право открывать свои представительства в любых регионах Российской Федерации.

Статья№9. Документ, который утверждает соглашение о трудовых отношениях между клиентом и приватным детективным объединением.

На оказание услуг между частным детективным предприятием и клиентом заключается письменный договор. В нем отражаются сведения, о которых в письменной форме договариваются стороны. Там же указывается номер и дата получения детективом лицензии, Указываются сроки контракта, стоимость оказания услуг, ответственность сторон, а также дата подписания всех документов.

Если договор составлен по всем правилам на основании личных согласий сторон, то он может считаться заключенным. Договор заключается на основании первой части данного закона.

В договоре четко прописывается обязанность частного детективного агентства предоставить клиенту письменный отсчет о проведенной работе. Клиент при постановлении задачи частному детективу создает определенные вопросы, на которые хочет получить ответы. В отсчете должны быть строго перечислены все ответы.

К отсчетным документам прилагаются расходы частного детективного агентства, а также гонорары. В течение трех лет частное детективное предприятие хранит копию отсчета в архиве.

В судебном порядке могут рассматриваться спорные вопросы касательно гонораров, стоимости услуг частного детективного предприятия, сроков и условий выполнения договора – на основании существующих и подписанных сторонами документов и соглашений.

Статья №10 – исключена – согласно ФЗ РФ №15 от 10 января 2003 года.

Третий раздел. Приватная охранная деятельность.

Статья№11. Услуги охраной сферы.

Все услуги, которые перечислены в третьей статье данного закона, разрешается выполнять только тем предприятиям, которые определяются соответствующими внутренними органами.

Законодательство Российской Федерации предусматривает выдачу лицензий тем предприятиям, которые оказывают услуги охранной сферы. Правительство Российской Федерации определяет объекты, которые не попадают под сферу влияния охранных организаций. Указанные правительством объекты охраняют государственные органы. Так охранные фирмы могут оказывать охранные услуги лицам, которые этого требуют, а также оказывают вооруженные охранные услуги специальным лицам. Охранные ведомства могут использовать различные технические средства, которые не вредят здоровью и жизни человека, а также окружающей среде.

Четвертая часть закона исключена – от 10 января 2003 года.

Руководители охранных организаций не имеют права совмещать руководство компанией и государственную службу. Запрещается также работать в других организациях, где оплачивается работа.

Шестая и седьмая части исключены – от 10 января 2003 года, ФЗ №15.

Регламент правительства Российской Федерации определяет виды оружия, которые может носить охрана, способы его приобретения, а также хранения.

Статья №11.1. Правовой статус частной охраны.

С охранной организацией сотрудник заключает трудовой договор. Трудовое действующее законодательство Российской Федерации определяет трудовую деятельность. Работник частного охранного агентства выполняет свои трудовые обязанности, а также использует права охранника, которые возможны только при наличии соответствующего удостоверения. Органы внутренних дел выдают удостоверения в установленном порядке, который определяет правительство Российской Федерации.

Правовой статус частного охранника в Российской Федерации не предоставляются:

- лицам, которые не являются гражданами Российской Федерации;

- лица, которым не исполнилось восемнадцать лет;

- лица, которые по решению суда и соответствующих экспертиз признаны недееспособными или частично дееспособными;

- лица, которые имеют различные заболевания, не позволяющие им работать в органах частной охраны. Список заболеваний определяет правительство Российской Федерации;

- лица, которые ранее осуждались за совершение умышленного преступления;
- лица, которые имеют предъявленные обвинения в преступлении на данный момент.

Статья №12. Некоторые условия выдачи лицензии.

Для того чтобы предприятию выдали лицензию, которая позволит выполнять различные охранные мероприятия, необходимо подать во внутренние органы государства заявку. В ней нужно перечислить услуги, которые будет оказывать охранная организация. Обязательно указывается количество сотрудников штаба, намерения использовать те или иные средства, оружие, и другие детали работы.

Для того чтобы руководить охранным предприятием, человек должен иметь высшее образование. В некоторых случаях вышестоящие органы могут потребовать уточнения информации, которая предоставлена для получения лицензии. В некоторых случаях может потребоваться более детальная информация о сотрудниках, услугах и так далее.

Положение статьи№9 данного закона определяет заключение договора между охранной компанией и клиентом (заказчиком) – в соответствии с существующими документами.

Статья№7 данного закона подразумевает некоторые ограничения на охранную деятельность. Методы сыска запрещаются для использования охранниками частной компании.

Первоначальный текст шестой части изложен в соответствие с публикацией газеты «Российская газета».

Лицо, которое посягает на охраняемую территорию или предметы, должно быть задержано органами частной охраны и немедленно передано внутренним органам страны – то есть милиции.

Четвертый раздел. Детективная и охранная деятельность – смешанные формы.

Статья №13. Комбинированная охранно-сыскная деятельность.

Приватные охранные и детективные предприятия или организации получают возможность на основе договоров создавать объединения для совместной охранно-сыскной деятельности. При этом каждая организация продолжает сохранять за собой целостность и представительство как юридическое лицо.

Статья №14. Охранно-сыскные ассоциации на предприятиях.

Независимо от организационно-правовых норм, предприятия, которые работают на территории Российской Федерации, имеют право создавать обособленные подразделения для ведения охранно-сыскной деятельности, интересы которой определяются учредителем. Кроме того сам учредитель создает такие объединения для своей же безопасности. Существует право открывать собственные расчетные счета.

Персонал и управляющие лица служб безопасности обязаны руководствоваться данным Законом. Действие предприятий основано на уставах. Они согласовываются с внутренними органами по месту распространения своей деятельности.

Услуги, которые не связаны с обеспечением безопасности собственного предприятия, запрещается выполнять службе безопасности.

Статья №15. Подготовка охранников и детективов.

Для подготовки, повышения квалификации или переподготовки сотрудников охранных предприятий и частных детективных компаний могут действовать негосударственные образовательные учреждения. Они имеют юридический статус.

Министерство образования Российской Федерации осуществляет контроль над программами обучения, а лицензирование учреждений проводится в соответствии с первой частью данной статьи. Министерство образования РФ работает совместно с МВД, Министерством здравоохранения, а также Министерством финансов Российской Федерации.

Пятый раздел. Использование некоторых средств и огнестрельного оружия при оказании услуг частного или детективного предприятия

Статья №16. Правила и условия применения огнестрельного оружия.

При оказании услуг приватной детективной деятельности позволяется применять только специальные средства. При оказании охранных частных услуг дозволено применять специальные средства и огнестрельное оружие – в особых случаях, которые предусмотрены данным Законом.

Охранник при выполнении задач, используя огнестрельное оружие и специальные средства, а также частный детектив, используя специальные средства, обязан:

- предупредить человека или людей о том, что намерен использовать указанные средства, при этом предоставляется достаточно времени для того, чтобы выполнить требования. Исключение составляют ситуации, когда не срочное использование оружия или специальных средств может привести к угрозе жизни или здоровью сотрудника охраны или детектива.

- при выполнении служебных обязательств, ликвидируя опасность с помощью специальных средств или огнестрельного оружия, стремиться причинить как можно меньше вреда нападающей стороне;

- при нанесении травмы нападающему, сообщить о происшествии в медицинские органы, а также во внутренние органы страны;

- сообщать прокурору о телесных повреждениях, которые были причинены, а также о летальных исходах;

- проходить систематические проверки на профессиональную пригодность (как охранникам, так и частным детективам), что подразумевает возможности использования специальных средств и (или) огнестрельного оружия. Министерство Внутренних Дел Российской Федерации назначает сроки прохождения специальной комиссии;

- при применении охранником или детективом специальных средств или огнестрельного оружия установлена ответственность при превышении служебных полномочий.

Статья №17. Применение специальных средств.

Правительство Российской Федерации определило правила использования специальных средств, которые распространяются на частную охранную и детективную деятельность.

Специальные средства могут применяться охранниками и детективами в таких случаях:

-для собственной защиты от нападающего – когда личная жизнь сотрудника подвергается опасности;

- при охране лиц, которые подвергаются опасности при нападении;

- когда происходит посягательство на охраняемые объекты или лиц – с целью предупреждения. Однако такие меры допустимы тогда, когда нападающий оказывает физическое сопротивление.
Категорически запрещается применять средства к женщинам, которые имеют видимую беременность, к лицам, которые не достигли совершеннолетия, а также к инвалидам. Запрещается применять специальные средства тогда, когда визуально невозможно установить возраст нападающего. Исключение составляют вооруженные нападения, которые угрожают жизни охранника или детектива, а также целостности охраняемой территории или охраняемому лицу.

Статья №18. Использование огнестрельного оружия.

Случаи, в которых охранники имеют право применять огнестрельное оружие:

- для отражения нападения в том случае, когда человеку угрожает опасность;

- в случае нападения бандитских формирований на охраняемый объект;

- для предупреждения – выстрелом в воздух – для того, чтобы обратить внимание окружающих и вызвать подкрепление.

Категорически запрещается применять средства к женщинам, которые имеют видимую беременность, к лицам, которые не достигли совершеннолетия, а также к инвалидам. Запрещается применять специальные средства тогда, когда визуально невозможно установить возраст нападающего. Исключение составляют вооруженные нападения, которые угрожают жизни охранника или детектива, а также целостности охраняемой территории или охраняемому лицу. Запрещается применять оружие в местах массового скопления людей.

В каждом случае применения огнестрельного оружия, охранник должен уведомить о происшествии органы внутренних дел по месту использования оружия.

Шестой раздел. Гарантии социальной и правовой защиты, ответственность лиц, которые оказывают охранные и детективные услуги

Статья №19. Социальная и правовая защита охранников и частных детективов.

Работа охранника и частного детектива засчитывается в трудовой стаж и служит для назначения пособий государственного страхования в том случае, если выполнялись отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также в фонд государственного страхования. Сотрудники охранных предприятий и детективных частных организаций наделены теми же правами, что и другие работники. На них распространяется действие Трудового Кодекса.

Предприятие, которое принимает на работу охранников и детективов, обязано страховать сотрудников за собственный счет. Страховка выдается на случай гибели, получения увечий или других повреждений, связанных с выполнением трудовых обязательств.

Лицо, которое оказывает сопротивление сотруднику частной организации охраны или детективного агентства, несет ответственность по Закону.

Седьмой раздел. Контролирование и надзор за охранной и частной детективной деятельностью.

Статья №20. Контроль и надзор за частной охранной и детективной деятельностью.

Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет контроль над деятельностью частных охранных и детективных предприятий. Кроме того к надзору и контролю над деятельностью указанных организаций могут осуществлять другие министерства на основании существующих законов, а также правовых актов Российской Федерации.

Лица, которые призваны осуществлять контроль над деятельностью охранных и детективных организаций и ассоциаций, могут требовать в рамках компетенции соответствующие документы, которые являются подтверждением контрольных функций. Информация может быть представлена как в письменном, так и в устном виде. В любое время специальные комиссии могут проводить внеплановые проверки, результатом которых должны стать предоставление отчетности, которую потребуют представители внутренних органов.

Контролирование выполнения данного закона осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации, а также его подчиненные.

Восьмой раздел. Виды ответственности за самовольное создание охранных и детективных организаций.

Статья №21. Ответственность за самовольное создание охранных и детективных организаций.

Создание служб безопасности, образовательных учреждений, охранных и детективных организаций, которые не предусмотрены данным Законом, влекут за собой ответственность согласно законодательством Российской Федерации.