Особенности охраны магазинов
Супермаркеты, крупные магазины и торговые центры – одни из наиболее сложных объектов с точки зрения охраны. В магазинах, бутиках, крытых ТЦ и открытых рынках за день проходит множество людей, поэтому охранникам всегда необходимо быть в центре событий – следить за перемещением посетителей, работой кассиров, контролировать общественный порядок.
Чтобы обеспечить безопасность персонала, покупателей, сохранность товара, оборудования, денежных средств в кассах необходим комплекс мероприятий, предусматривающих физическую охрану и оборудование объекта техсредствами. Стратегии по охране заведений торговли, разрабатываемые специалистами охранных агентств, в основном носят предупредительный характер.
Ключевые задачи охраны торговых объектов
Меры по обеспечению безопасности супермаркетов, ТРЦ, гипермаркетов направлены, в частности, на предотвращение:
- кражи товара посетителями;
- хищений со стороны работников магазина;
- воровства личных вещей, денег покупателей;
- общественных беспорядков, конфликтных ситуаций;
- грабежа, разбойных нападений;
- хулиганства, порчи имущества (как правило, в небольших круглосуточных магазинчиках);
- терактов;
- пожаров, других чрезвычайных ситуаций.
Защита от угроз будет эффективной, если при разработке охранной стратегии учесть наиболее уязвимые места объекта.
Типы магазинных воров
Сотрудники торговых комплексов и охранные службы, постоянно сталкивающиеся со случаями кражи, изучают способы воровства и особенности поведения злоумышленников. Персонал магазинов, занимающийся статистикой хищений, разделяет любителей легкой наживы на несколько категорий.
- Профессионалы. У этой группы нет возрастных ограничений, для них воровство – привычное занятие, зачастую – еще и основной источник дохода. Нередко кражами промышляют наркоманы, люди, судимые за подобные преступления.
Схемы хищения используются разнообразные: пронос товаров в хитроумных хранилищах (например, потайной отсек в сумке, одежда с потайными карманами, рюкзачок ребенка). Профи занимаются также переклейкой этикеток, снимают защиту с одежды, иногда работают парами либо группами. Основная их цель – нажиться на продаже украденного товара.
- Жертвы соблазна. К этому типу относятся как дети, подростки, так и женщины до 40 лет. Школьники (причем это могут быть ребята из благополучных семей) воруют редко и непрофессионально. Мысль стащить банку сладкой газировки, шоколадный батончик или пачку чипсов возникает спонтанно. Впрочем, в супермаркетах нередко можно встретить и взрослых людей, пьющих сок, пиво, разворачивающих шоколадку прямо в зале магазина.
Отдельная история – дамы, искушенные красивой одеждой в бутиках, но не имеющие возможности купить наряд. Они идут на всевозможные ухищрения: надевают на себя несколько комплектов белья, выходят из примерочной в новой одежде и т. п.
- Любители. Единственный мотив для кражи у этой категории людей – азарт, интерес, при том, что вещь подобную украденной они могут себе позволить купить.
Особенности охраны крупных торговых объектов
Для охраны супермаркетов, крупных торговых центров магазинов техники используется комплекс мероприятий, включающий:
- контрольно-пропускной режим;
- физическую и психологическую защиту имущества и персонала;
- патрулирование территории внутри магазина и за его пределами;
- размещение постов охранников у шкафчиков с вещами посетителей и у «черного» выхода;
- установку металлоискателей при входе;
- контроль обстановки в торговом зале с помощью систем видеонаблюдения (камеры обязательны в зале, в зоне касс, на прилегающей территории);
- монтаж охранной и пожарной сигнализации;
- вызов бригады ЧОП в экстремальных ситуациях.
Чаще всего охранники работают без служебного оружия, особое внимание в магазинах с большими площадями уделяется работе видеокамер. В некоторых случаях сотрудники службы охраны присутствуют в зале в гражданской форме под видом покупателей.
На открытых рынках установка охранных постов нецелесообразна. В этом случае достаточно пропускного режима на воротах и патрулирования территории. Количество охранников зависит от финансовых средств, выделенных на защиту объектов.
Специфика охраны магазинов с небольшой площадью
Круглосуточным продуктовым магазинам, отделам по продаже алкогольной продукции достаточно одного охранника либо нескольких, работающих по сменам. Такой сотрудник должен пребывать в хорошей физической форме, чтобы при необходимости угомонить хулиганов и применить спецсредства. В случае опасности сотрудник вызывает группу быстрого реагирования.
Видеокамеры в маленьких магазинах устанавливаются по желанию собственника, пожарная, охранная сигнализация, тревожная кнопка обязательны. В качестве альтернативы физической часто используют пультовую охрану.
Какие документы нужны для организации охраны магазина
При заказе услуг ЧОП обязательны:
- разрешения на применение спецсредств и устройств связи (копия);
- сертификаты на технические средства защиты;
- договор на оказание услуг;
- список охранников;
- инструкция по выполнению обязанностей охранным персоналом;
- журналы дежурства, выноса товарно-материальных ценностей.
Желательно также разработать документ, регламентирующий внутренний трудовой распорядок; график работы охранников; план-схему объекта с отметкой охранных постов, точек установки видеокамер, противопожарных средств; составить список телефонов ближайшего отделения полиции, коммунальных организаций, ответственного за охраняемый объект лица, дежурных ЧОП.
Документы должны храниться в специальных папках в месте, недоступном для посторонних лиц.
Памятка для руководства и сотрудников магазинов
Безопасность объекта торговли зависит не только от охранников и технического оборудования, но и от персонала магазина. Поскольку наиболее острым вопросом были и остаются хищения со стороны посетителей, работникам объектов торговли следует изучить и придерживаться простых правил.
- Стеллажи и полки с товаром должны быть хорошо видны минимум с двух точек.
- Требуйте от посетителей оставлять личные вещи в камерах хранения.
- Особое внимание обращайте на посетителей, одетых не по сезону, в широкую одежду, с большими сумками, колясками.
- Товары с высоким ценником размещайте в хорошо освещенных местах, обеспечьте защиту магнитной клипсой.
- Мелкие товары (жвачки, кофе в стиках и т. п.) разложите поближе к кассе.
- Не переусердствуйте с зеркалами, рассеивающими внимание охранников.
- Введите систему поощрений за задержание покупателей, пытающихся украсть товар.
Особенности охраны определенного магазина зависят от множества факторов: его месторасположения, площади, планировки, графика работы, технической оснащенности. Для каждого торгового объекта целесообразно разрабатывать индивидуальную стратегию обеспечения безопасности. Сотрудники агентства «Городская дружина» проведут детальный мониторинг объекта, разработают надежный и эффективный план охранных мероприятий с учетом специфики магазина. Чтобы заказать консультацию, рассчитать стоимость услуг, оставьте заявку на сайте.